Определение предельной стоимости

С 4 мая 2024 года в Республике Беларусь введено требование определения предельной стоимости предмета государственной закупки (далее - ПСПГЗ).
Правовое регулирование определения ПСПГЗ осуществляется постановлением МАРТ от 30 апреля 2024 г. № 34 (далее – постановление). Согласно постановлению способ изучения конъюнктуры рынка заключается в определении ПСПГЗ на основании информации о ценах (тарифах) товаров (работ, услуг), полученной в результате анализа рынка, и является приоритетным для определения ПСПГЗ.
Для определения ПСПГЗ способом изучения конъюнктуры рынка в том числе используется:
- информация, содержащаяся в реестре договоров государственных закупок, справках о проведении процедур закупок из одного источника, размещенных в ГИАС;
- информация о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги), полученная заказчиком (организатором) от потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

С целью автоматизации указанного процесса на интернет-сервисе market.legat.by разработан инструмент “Анализ конъюнктуры рынка”.
Алгоритм работы инструмента:
- Система осуществляет поиск информации, опубликованной в ГИАС, по интересующему Пользователя предмету государственной закупки.
- Система предоставляет Пользователю возможность выбора наиболее релевантных позиций для расчета.
- На основании указанного выбора система производит расчет ПСПГЗ.
- Результатом работы системы является отчет-обоснование, содержащий информацию о примененном способе определения ПСПГЗ, источниках использованной информации, характеристиках участников рынка, а также формулу расчета и искомое значение ПСПГЗ.

Анализ конъюнктуры рынка
Первый этап работы с инструментом предполагает заполнение Пользователем панели фильтров, которые условно можно разделить на две группы:
●    Основные фильтры: код ОКРБ, предмет закупки, параметры поставщика. Использование указанных фильтров является необходимым условием для корректного поиска и итогового расчета ПСПГЗ. С целью соблюдения законодательства в части использования информации не менее двух отечественных производителей, система отображает сведения о закупках таких субъектов при соблюдении двух условий: Первое условие: компания включена в регистр производителей РУП “Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен” либо реестр промышленной продукции БелТПП.
Второе условие: системой установлена информации об участии указанной компании в закупках по выбранному коду ОКРБ.
Важно: отметив пункт “Приоритетный выбор отечественных производителей” пользователь приоритизирует их вывод в результате поиска (первые 3 позиции). Это позволяет не искать таковые компании в общем списке с сортировкой по хронологии.
Отметив пункт “Отечественный производитель” в параметрах поставщика, Пользователь ограничит поиск, результатом чего станет вывод закупок только с участием отечественного производителя. По этой причине указанным фильтром не стоит злоупотреблять.
Анализ конъюнктуры рынка
●    Дополнительные фильтры: количество, цена за единицу, срок поставки, дата закупки, страна товара, регион заказчика. Указанные фильтры добавлены в инструмент с целью поиска информации в первоисточнике по максимально схожим закупкам с учетом коммерческих и (или) финансовых условий поставки товара (выполнения работы, оказания услуги), сопоставимых с условиями планируемой к проведению процедуры государственной закупки. Например: фильтр “Регион Заказчика” позволяет Пользователю установить регион своего местонахождения. Система сформирует список позиций состоявшихся закупок, Заказчики которых находятся в регионе Пользователя. Таким образом, снижается вероятность неверного расчета ПСПГЗ по причине увеличения стоимости доставки.
Заполнение фильтра “Количество” позволяет нивелировать вероятность неверного расчета, обусловленную размером партии закупаемого предмета (очевидно, что стоимость закупки 1000 единиц товара и 10 единиц будет существенно разниться).

Анализ конъюнктуры рынка
Второй этап работы предполагает выбор Пользователем наиболее релевантных позиций, отображенных в результатах поиска. Важно отметить роль данного этапа: система существенно упрощает работу Пользователя по определению ПСПГЗ, но не исключает ее полностью. Именно поэтому в ходе выбора позиций для последующего расчета ПСПГЗ Пользователю стоит внимательно оценивать содержание каждой закупки, установленной в результате поиска и соотнести ее с предметом своей закупки, прежде всего, сопоставить наименование предмета и единицу измерения.
Важно: в настоящий момент запущена бета-версия инструмента определения ПСПГЗ. В  связи с чем, поиск осуществляется исключительно среди цен победителей состоявшихся закупок. В ближайшее время функционал сервиса будет доработан и добавлена возможность отображения и выбора для расчета не только позиций победителей, но и цен, предлагаемых участниками рынка, выявленных в ходе изучения конъюнктуры рынка и содержащихся в справках ЗОИ.

Анализ конъюнктуры рынка
Третий этап - расчет ПСПГЗ. На данном этапе система производит определение ПСПГЗ на основании выбранных пользователем позиций. По умолчанию расчет осуществляется за 1 единицу товара (работы или услуги). Для добавления расчета за фактический объем закупки необходимо ввести нужное количество в специальную форму.
Помимо ПСПГЗ система также осуществляет расчет индексов цен производителей промышленной продукции и цен на строительномонтажные работы за каждый месяц рассчитываемого периода, в случае если Пользователем выбраны позиции закупок, датированных месяц и более назад и указанный код ОКРБ относится к категории промышленных товаров либо строительства. Это позволяет скорректировать цену указанной позиции с учетом динамики цен за истекший период с учетом нормы части 3 пункта 7 постановления.

Анализ конъюнктуры рынка
Финальная стадия работы системы - выгрузка готового отчета. Пользователь имеет возможность скачать готовый отчет-обоснование, сохранить его на рабочем устройстве, а также распечатать и добавить в дело по процедуре государственной закупки.

Анализ конъюнктуры рынка
Анализ конъюнктуры рынка
Инструмент запроса сведений у потенциальных поставщиков.

Наряду с возможностью автоматизированного расчета ПСПГЗ, на сервисе реализована функция поиска потенциальных поставщиков. Полученная в ходе такого поиска контактная информация (прежде всего адрес электронной почты) может быть использована для последующего направления заявок о ценах (тарифах) по предмету планируемой закупки.
Алгоритм работы инструмента аналогичен уже существующему поиску поставщиков. Отличие заключается в возможности использования фильтра “Отечественный производитель”, который, как упоминалось ранее, основан на данных регистра производителей РУП “Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен” и реестра промышленной продукции БелТПП.
1. Пользователь задает значение поиска, указывая код ОКРБ, предмет закупки и, при необходимости, дополнительные фильтры.
2. Система формирует список компаний, которые принимали участие в закупках, удовлетворяющих заданным пользователем параметрам.
3. Пользователь выгружает список компаний, который содержит их реквизиты и контактные данные.
4. Пользователь использует результаты поиска для отправки заявок о ценах (тарифах) по предмету планируемой закупки с собственного почтового приложения либо напрямую с сервиса (при условии предварительной привязки своего почтового ящика к учетной записи на сервисе).
Указанный инструмент прежде всего представляет особую ценность в случаях проведения закупки с индивидуализированными характеристиками предмета, например, предметы мебели определенного размера. В таких случаях найти уже состоявшиеся закупки с предметом, обладающим такими же характеристиками, и произвести на их основе расчет ПСПГЗ затруднительно. Гораздо результативнее представляется формирование списка компаний, которые принимают участие в закупках с аналогичным предметом, и направление им заявки с указанием точных характеристик интересующего вас товара (работы/услуги).
Запрос информации у поставщиков